Современный образовательный
процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных
содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию
навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает
проектная деятельность в учебном процессе.
Метод проектов.
Что такое проект? Что такое метод
проектов? Попробуем ответить на эти вопросы. Метод проектов возник еще в 20-е
годы 20 столетия в США. Его называли также методом проблем. И связывался он с
идеями, разработанными философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником
В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал стоить обучение на активной основе. Через целесообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Отсюда чрезвычайно важно было показать детям
их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и
должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая
из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.
Суть метода - стимулировать
интерес обучаемых к определенным проблемам предполагающим владение определенной
суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение
полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
Метод проектов привлек внимание
русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в
России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под
руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована
небольшая группа сотрудников. Пытавшаяся
активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при
советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно
продуманно и последовательно, в результате чего постановление ЦК ВКП(б) в 1931
году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось
сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Правда, элементы этого метода (как часто мы говорим) использовались и
используются многими педагогами и сейчас. Выпуск стенгазет, бюллетеней,
подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной
или индивидуальной деятельности учащихся - это. По сути дела, тоже проектная
деятельность.
В основе
метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно
конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную или групповую. Этот подход органично
сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает
решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование
разнообразных методов средств обучения, а с другой - интегрирование знаний,
умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов
должны быть «осязаемыми» - заканчиваются конкретным результатом, готовым к
внедрению.
Основные требования к
использованию метода проектов:
- Наличие
значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи),
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее
решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах
мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной
проблеме, исследование влияния химических элементов и их соединений на
живые организмы и т.д.)
- Практическая, теоретическая значилось
предполагаемых результатов.
- Самостоятельная
мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование
содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Выявление
проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов,
анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе
современного исследования «мозгового штурма», «круглого стола»,
статистичес ких методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
В ыбор
тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов
может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на
собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических
вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе
обучения, или относиться к какому - то практическому вопросу, требующему
привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развития их
творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается
интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны
(видеофильм, различные виды публикаций, буклеты, информационные бюллетени,
газеты, в том числе и в компьютерном варианте, и т.д.).
Обучающимся
можно предложить к окончанию периода изучения темы подготовить реферат или
доклад, изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими
текстами или рисунками, отражающими самое существенное в теме. Защита проектов
может служить одной из форм итоговой аттестации. Таким образом, учебная
деятельность школьника по предмету в течении всего учебного года нацелена на
реализацию проектов.
Проектная
деятельность заинтересовывает учащихся. Если они знают, что их проект будет
востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять
потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей
инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют
целеустремленность и настойчивость.
Гуманистический
смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала
обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность,
которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию
процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть
себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в
сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной
работы учеников.
Типы проектов.
По своему содержанию, структуре,
методам исследования, решению поставленных задач проекты могут быть:
- практико-ориентированными;
- литературно-творческим;
- естественно-научными;
- экологическими;
-культурологическими;
- спортивными;
-исследовательскими;
- приключенческими (игровыми);
- творческими;
- информационными.
Большинство их
них требует тщательной проработки структуры проекта, определение целей,
выявление актуальности, социальной значимости, продуманных методов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться
приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая
в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения
(умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения
эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Многие проекты
типично информационные, изначально направленные на сбор определенной информации
из литературных источников, электронных энциклопедий, Интернет-ресурсов. В
последующем оформляются промежуточные или конечные результаты в виде
компьютерной презентации, а также в виде компьютерных публикаций (буклеты,
информационные бюллетени).
|