Под методом обучения следует
понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе
обучения направленные на достижение его целей. Ведущее место в системе методов
обучения экологии на элективных курсах занимают словесные методы: рассказ,
беседа, лекция, учебная дискуссия. Беседа является диалогическим словесным
методом обучения. Ведущая функция беседы – побуждающая. Также беседа
предполагает самостоятельное участие учащихся в обсуждении, осмыслении
материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной
деятельности учащихся на уроке.
На элективных курсах наиболее
эффективны беседы: беседа с – сообщение новых знаний, эвристическая, ставящая
учеников перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные
вопросы, синтезирующие, анализирующие и обобщающие беседы, служащие углублению
и расширению знаний учащихся.
Учебная дискуссия успешно
применяется на элективных курсах по экологии. Смысл данного метода состоит в
обмене взглядами по конкретной проблеме. Главная функция дискуссии –
стимулирование познавательного интереса, вспомогательными функциями являются
обучающая, развивающая, воспитывающая, контрольно- коррекционная. Важнейшим
условием эффективности учебной дискуссии является предварительная и
основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном (накопление
необходимых знаний по теме), так и в формальном (выбор формы изложений знаний)
отношении. Дискуссии обогащают материала, помогают его упорядочить содержание
уже известного учащимся. В полном объеме данный метод можно использовать только
в старших классах.
Все формы обучения, включая
активные, нацеливают на развитие навыков и умений самостоятельной деятельности,
обеспечивают переход обучения в самообразование.
Современные условия развития
системы образования привели к необходимости широкого использования в практике
преподавания новых образовательных технологий. Это создание таких возможностей,
которые обеспечивают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный
процесс, совместную работу учителя и учащегося, сотрудничество при решении
разнообразных проблем.
При проведении элективных курсов
используются проектные технологии, технологии дебатов, технологии развития
критического мышления. На уроках используются следующие педагогические
технологии: «атака мыслей» - решение
научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей
учащихся; «синтез мыслей» - при
сотрудничестве подгрупп для поиска и выявления новых оригинальных решений как
теоретических, так и практических проблем; деловая игра – технология
проблемного обучения, в ходе которой цели обучения достигаются через решение
игровых задач.
|