Пятница, 26.04.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт учителя экологии Порезановой В.П.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Проектная деятельность учащихся.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

     

    Метод проектов.

     

    Что такое проект? Что такое метод проектов? Попробуем ответить на эти вопросы. Метод проектов возник еще в 20-е годы 20 столетия в США. Его называли также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал стоить обучение на активной основе. Через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям  их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.

    Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая  группа сотрудников. Пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановление ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода (как часто мы говорим) использовались и используются многими педагогами и сейчас. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной или индивидуальной деятельности учащихся - это. По сути дела, тоже проектная деятельность.

                В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную или групповую. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,  творческих  областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваются конкретным результатом, готовым к внедрению.

     

    Основные требования к использованию метода проектов:

    1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, исследование влияния химических элементов и их соединений на живые организмы и т.д.)
    2.  Практическая, теоретическая значилось предполагаемых результатов.
    3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
    5. Выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе современного исследования «мозгового штурма», «круглого стола», статистичес ких методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

     

    В   ыбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения, или относиться к какому - то практическому вопросу, требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развития их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны (видеофильм, различные виды публикаций, буклеты, информационные бюллетени, газеты, в том числе и в компьютерном варианте, и т.д.).

    Обучающимся можно предложить к окончанию периода изучения темы подготовить реферат или доклад, изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами или рисунками, отражающими самое существенное в теме. Защита проектов может служить одной из форм итоговой аттестации. Таким образом, учебная деятельность школьника по предмету в течении всего учебного года нацелена на реализацию проектов.

    Проектная деятельность заинтересовывает учащихся. Если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

    Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

     

     Типы проектов.

    По своему содержанию, структуре, методам исследования, решению поставленных задач проекты могут быть:

     - практико-ориентированными;

    - литературно-творческим;

     - естественно-научными;

    - экологическими;

    -культурологическими;

    - спортивными;

    -исследовательскими;

    - приключенческими (игровыми);

    - творческими;

    - информационными.

    Большинство их них требует тщательной проработки структуры проекта, определение целей, выявление актуальности, социальной значимости, продуманных методов.

     

    Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

     - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    - учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных  и практических задач;

     - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

     - развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

    - развивают системное мышление.

     

    Многие проекты типично информационные, изначально направленные на сбор определенной информации из литературных источников, электронных энциклопедий, Интернет-ресурсов. В последующем оформляются промежуточные или конечные результаты в виде компьютерной презентации, а также в виде компьютерных публикаций (буклеты, информационные бюллетени).   

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Valentina59 (29.04.2013)
    Просмотров: 675 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024