Воспитывать... самая трудная вещь.
Думаешь: ну, все теперь кончилось!
Не тут-то было: только
начинается!»
Лермонтов М.Ю.
Формирование духовно-нравственных качеств и культуры здоровья
личности на уроках экологии и во внеурочной деятельности.
Важнейшей глобальной
общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. В
тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной
образовательной (воспитание и обучение) целью школы должно быть формирование у
подрастающего поколения высокого уровня духовно-нраственных качеств и культуры здоровья человека, как
основы экологической культуры.
На
уроках экологии формируется у школьников
бережное отношения к природе. Лишь
сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по
слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит
воспитать экологически грамотного гражданина.
Какие же моральные ценности составляет
содержание духовно-нравственного воспитания. Современный мир придерживается
принципов гуманизма, гуманистической морали.
Экология
как и любой школьный предмет формирует следующие
общечеловеческие ценности.
- Гуманность - это уважении к человеку, терпимость,
дружелюбие, готовности понять, помочь, поддержать.
- Вера в человека, наличие целей в жизни.
- Воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и
одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям
общества, быть дисциплинированным.
- Ответственность за свои поступки, умение признать и исправить
ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения.
- Уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное,
экологическое сознание и поведение.
Поведение,
обусловленное духовно-нравственными нормами и принципами, регулирующие
поведение людей в обществе, принято
считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного
поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий,
нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и
взаимозависимость целей и задач нравственного воспитания.
Целью и планируемым
результатом уроков биологии и экологии, а также внеурочной деятельности учащихся являются
сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и
ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически
грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость
к проявлениям безответственного отношения к природе.
Для достижения этих
целей ставятся следующие задачи по формированию духовно-нравственных качеств и
культуры здоровья личности:
1. раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных
ценностей и доказывать их значение для общества в целом и для личности каждого
ученика в отдельности;
Каждый урок начинается с «Пять минут
морали». Рассказываю, анализирую возникшие
в школе ситуации и прошу
высказать собственное мнение. Это всегда вопросы дисциплины.
Дисциплина
отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам,
сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности
характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и
проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности,
готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и
принципам.
Школьная дисциплина — одна из
форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного
заведения, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями,
принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности,
дисциплина учащихся основана на личной ответственности и сознательности, она
готовит ребенка к социальной деятельности.
2. добиваться перевоплощения публичных норм и правил поведения в
глубочайшие личные убеждения учащихся, в их действенно - волевую сферу;
3. прививать школьникам добросовестное и неизменное выполнение
нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
4. воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в
учебной, трудовой, публичной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.
Любая из указанных
задач выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают
технологию воспитания у школьников целостной структуры нравственных ценностей.
В каждом конкретном случае могут взаимодействовать различные стороны процесса:
нравственное просвещение, убеждение или их взаимодействие.
Основным
направлением работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках
экологии является экологическое просвещение,
образование и воспитание школьников, развитие
осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными
ситуациями, решение задач в процессе природоохранной деятельности.
Для реализации вышеназванных направлений используют следующие
методы и методические приемы:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об
окружающей среде (
деловые игры, конференции, семинары, доклады,
диспуты, викторины, КВН, праздники);
·
развитие творческого
мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека
( наблюдения, опыты, лабораторные работы);
·
развитие исследовательских
навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений;
·
вовлечение учащихся в
практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения
(организация экологических троп, экскурсий, пропаганда экологических знаний –
лекции, беседы)
·
В целях сохранения живой природы проводятся акции по экологическим проблемам - мусор, вредный шум, сокращение биологического
разнообразия.
В нашей школе проводятся мероприятия, посвященные «Дню
Земли», «Дню окружающей среды», «Дню моря», «Дню защиты животных», «Дню
биологического разнообразия».
Формирование духовно- нравственной культуры неизбежно
соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Экологическое
воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с
природой. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в
настоящее время. На формирование экологического сознания оказывают влияние
экологические знания и убеждения.
На уроках ученики убеждаются в необходимости охраны
природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность. Учащиеся получают конкретные знания о растениях и
животных, окружающих нас. На доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся
противоречия меж обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о
настоящих экологических проблемах, вставших перед людьми.
Исследование
экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников,
воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей невозможно
представить вероятные последствия вмешательства человека в природные процессы.
Без этого нереально полноценное экологическое воспитание школьников.
Получая определенную
систему знаний на уроках ученики также могут усвоить нормы и правила духовно- нравственного
экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение
воспитывается ответственное отношение к природе.
Но нормы и правила
поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического
воспитания.
Первое важнейшее
условие - экологическое воспитание учащихся проводить в системе, с внедрением
местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного
усложнения и углубления отдельных частей.
Второе непременное
условие - активно вовлекать школьников в посильные для них практические дела по
охране местных природных ресурсов.
Это внутреннее и
внешнее озеленение школы, уход за цветниками, шефство над лесными участками,
например дубравы «Третьяк», сбор плодов и семян луговых и
древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц.
Чтобы экологическое
воспитание не было беспочвенным, непременно необходимо формирование экологического
сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят
те либо другие деяния, сформировывает свое отношение к этим действиям и решает
для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то
нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой жесткое
основание, и станут убеждениями этого
человека.
Подростки любуются
природой, но все-таки разводят костры, ломают ветки на шалаш, рвут цветы. И
отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе
и её богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах
поведения в природе несовершенны, и имеются далеко не у всех учащихся.
Способы и приемы
формирования духовно - нравственных
качеств и экологического опыта у школьников.
На первых этапах
более целесообразны способы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у
школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.
Используя опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, в ходе беседы с
помощью фактов, цифр, суждений необходимо вызывать эмоциональные реакции
учащихся, стремиться сформировать у них личное отношение к проблеме.
На втором этапе важную
роль получают способы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания
и задачи ориентированы на выявление противоречий в содействии общества и природы.
Третий этап это теоретическое обоснования способов
гармонического взаимодействия общества и природы.
В нравственно -
экологическом воспитании школьников важны не отдельные мероприятия, а непрерывный
процесс деятельности по исследованию, сохранению и улучшению природной среды.
Среди нетрадиционных
форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую
ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник
леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Не принципиально, какая тема
избрана для того либо другого праздника, основное, чтоб он был ориентирован на
всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции,
гражданской ответственности за судьбу родной природы. "Охрана природы -- долг
каждого” -- вот основная мысль, которая красной нитью должна проходить через каждое
мероприятие.
Ключ к успеху
уроков-праздников организованные выставки, аукционы, ярмарки, поддерживающие импровизированное самодеятельное творчество
учащихся. К этим урокам готовятся выпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов,
фотографий, сочинений миниатюр.
Заслуженной
популярностью у ребят пользуются
турниры, эстафета эрудитов, конкурсы: устный рассказ на тему "Красная
книга ”, конкурс знатоков голосов
природы, реклама книг о природе, конкурс
на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры
либо фауны, сюжетно-ролевые игры, беседы,
доклады учащихся, викторины.
Удачным сочетанием
игровой и познавательной деятельности школьников являются экскурсии.
Для успешного
формирования духовно-нравственных качеств и культуры здоровья личности можно рекомендовать следующий комплекс мер:
1. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности
нравственно-экологического воспитания - познавательную, трудовую,
краеведческую.
2. Внедрять в учебный процесс разные спецкурсы и факультативы
нравственно-экологического аспекта.
3. Систематически учить, обобщать и распространять передовой опыт
учителей по нравственно-экологическому воспитанию.
4.Активизировать
роль школьников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной
деятельности, организовывать разные экологические клубы, кружки.
Формирование
здорового образа жизни
Родители хотят видеть своих детей здоровыми и
счастливыми, но не задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с
собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый
образ жизни, основы которого формируются на уроках экологии и биологии.
·
Поддержание физического здоровья; отсутствие
вредных привычек; правильное питание; радостное ощущение своего существования в
этом мире; альтруистическое отношение к людям.
Результатом здорового образа жизни
подростков является физическое и нравственное здоровье. Неслучайно в народе
говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».
Здоровый образ жизни – залог счастливой
и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром будущего.
Воспитание
гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных
вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание,
соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не
проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам
обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения,
беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает
возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения.
Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов,
нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их
поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма
подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит
учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить
идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.
В отношении между людьми
постоянно высоко ценились духовно - нравственные качества, такие как доброта,
милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в
обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание
нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по
себе, а требует специального духовно-нравственного воспитания.
|