Пятница, 29.03.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт учителя экологии Порезановой В.П.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Формирование духовно-нравственных качеств и культуры здоровья личности на уроках экологии и во внеурочной деятельности.

    Воспитывать... самая трудная вещь.

    Думаешь: ну, все теперь кончилось!

    Не тут-то было: только начинается!»
    Лермонтов М.Ю.

    Формирование духовно-нравственных качеств и культуры здоровья личности на уроках экологии и во внеурочной деятельности.

             Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательной (воспитание и обучение) целью школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня духовно-нраственных   качеств и культуры здоровья человека, как основы экологической культуры. 

             На уроках экологии формируется  у школьников бережное отношения к природе.  Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.

             Какие же моральные ценности составляет содержание духовно-нравственного воспитания. Современный мир придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали.

    Экология как и любой  школьный предмет формирует  следующие  общечеловеческие ценности.

    - Гуманность  -  это уважении к человеку, терпимость, дружелюбие, готовности понять, помочь, поддержать.

    - Вера в человека, наличие целей в жизни.  

    - Воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным.

    - Ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения.

    - Уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение.

                       Поведение, обусловленное духовно-нравственными нормами и принципами, регулирующие поведение  людей в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость целей и задач нравственного воспитания.

             Целью и планируемым результатом уроков биологии и экологии, а также  внеурочной деятельности учащихся являются сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

             Для достижения этих целей ставятся следующие задачи по формированию духовно-нравственных качеств и культуры здоровья личности:

    1. раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и доказывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;

             Каждый урок начинается с «Пять минут морали». Рассказываю, анализирую возникшие  в школе ситуации и  прошу высказать собственное мнение.    Это всегда вопросы дисциплины.

             Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
             Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся основана на личной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности.

    2. добиваться перевоплощения публичных норм и правил поведения в глубочайшие личные убеждения учащихся, в их действенно - волевую сферу;

    3. прививать школьникам добросовестное и неизменное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных  местах;

    4. воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, публичной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.

             Любая из указанных задач выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать различные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение или их  взаимодействие.

    Основным направлением работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках экологии является экологическое просвещение,

     образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе природоохранной деятельности.

    Для реализации вышеназванных направлений используют следующие методы и методические приемы:

    - стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде  ( деловые игры, конференции, семинары, доклады,  диспуты, викторины, КВН, праздники);

    ·                   развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека ( наблюдения, опыты, лабораторные работы);

    ·                   развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений;

    ·              вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экскурсий, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы)

    ·                       В целях сохранения живой природы проводятся  акции по  экологическим проблемам -  мусор, вредный шум, сокращение биологического разнообразия.

             В нашей  школе проводятся мероприятия, посвященные «Дню Земли», «Дню окружающей среды», «Дню моря», «Дню защиты животных», «Дню биологического разнообразия».

    Формирование духовно- нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

             Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

             На уроках  ученики убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность. Учащиеся  получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. На доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия меж обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о настоящих экологических проблемах, вставших перед людьми.

             Исследование экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей невозможно представить вероятные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого нереально полноценное экологическое воспитание школьников.

             Получая определенную систему знаний на уроках ученики также могут усвоить нормы и правила духовно- нравственного экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

             Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

             Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся проводить в системе, с внедрением местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных частей.

             Второе непременное условие - активно вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.  

             Это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, шефство над лесными участками, например   дубравы «Третьяк»,  сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц.

             Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, непременно необходимо формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те либо другие деяния, сформировывает свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой жесткое основание,  и станут убеждениями этого человека.

             Подростки любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветки на шалаш, рвут цветы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и её богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе несовершенны, и имеются далеко не у всех учащихся.

    Способы и приемы формирования  духовно - нравственных качеств и экологического опыта у школьников.

             На первых этапах более целесообразны способы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений необходимо вызывать эмоциональные реакции учащихся, стремиться сформировать у них личное отношение к проблеме.

             На втором этапе важную роль получают способы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи ориентированы на выявление противоречий в содействии общества и природы.

             Третий этап  это теоретическое обоснования способов гармонического взаимодействия общества и природы.

             В нравственно - экологическом воспитании школьников важны не отдельные мероприятия, а непрерывный процесс деятельности по исследованию, сохранению и улучшению природной среды.

             Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Не принципиально, какая тема избрана для того либо другого праздника, основное, чтоб он был ориентирован на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы. "Охрана природы -- долг каждого” -- вот основная мысль, которая красной нитью должна проходить через каждое мероприятие.

             Ключ к успеху уроков-праздников организованные  выставки, аукционы, ярмарки, поддерживающие  импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам готовятся выпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений миниатюр.

             Заслуженной популярностью у ребят пользуются  турниры, эстафета эрудитов, конкурсы: устный рассказ на тему "Красная книга ”,   конкурс знатоков голосов природы, реклама книг о природе,  конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры либо фауны,  сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины.

             Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности школьников являются экскурсии.

             Для успешного формирования духовно-нравственных качеств и культуры здоровья личности  можно рекомендовать следующий комплекс мер:

    1. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности нравственно-экологического воспитания - познавательную, трудовую, краеведческую.

    2. Внедрять в учебный процесс разные спецкурсы и факультативы нравственно-экологического аспекта.

    3. Систематически учить, обобщать и распространять передовой опыт учителей по нравственно-экологическому воспитанию.

    4.Активизировать роль школьников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать разные экологические клубы, кружки.

    Формирование здорового образа жизни

    Родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни, основы которого формируются на уроках экологии и биологии.

    ·        Поддержание физического здоровья; отсутствие вредных привычек; правильное питание; радостное ощущение своего существования в этом мире; альтруистическое отношение к людям.

    Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Неслучайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».

    Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром будущего.

             Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

     В отношении между людьми постоянно высоко ценились духовно - нравственные качества, такие как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального духовно-нравственного воспитания.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Valentina59 (29.04.2013)
    Просмотров: 2065 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024